Финансовая грамотность

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программе экономического воспитания необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.

МАТЕРИАЛЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

МУЛЬТКОЛЛЕКЦИЯ

МИНИ-МУЗЕЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ С ПЕЛЁНОК»

ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ДОУ И ДОМА

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Цель: формировать у детей уверенность, умение общаться с окружающим миром. Учить распределять роли и действовать согласно принятой себя роли.

Задачи:  

  • уточнить и расширить словарь и речевой материал по теме: «Магазин»
  • научить детей умению обращаться к продавцу
  • воспитывать культуру общения, учить детей отвечать на вопросы.

Оборудование: Понадобятся игрушечные купюры, кассовый аппарат, корзинки для покупок, а в качестве товаров могут быть игрушки, муляжи фруктов, овощей и продуктов. Каждый ребёнок из группы может попробовать себя в роли продавца, пока остальные дети исполняют роль покупателей.В процессе игры объясняйте детям значение действий и понятий:

  • Что такое товар?
  • Что такое деньги?
  • Как формируется цена?
  • Почему нельзя получить что-то бесплатно?
  • Как происходит процесс покупки?
  • Каким образом взрослые зарабатывают деньги? Подчеркните ценность труда.

Играем в “Желаемое – Необходимое”

Раздайте каждому ребёнку в группе по две карточки – синей и красной. Синяя карточка будет отвечать за “желаемое”, а красная – за “необходимое”. Узнайте у детей, понимают ли они разницу между этими понятиями? Какие товары, по их мнению, является необходимыми в повседневной жизни, а какие нам хотелось бы получить? Затем попросите малышей внимательно слушать ваш вопрос и поднимать карточку синего или красного цвета в зависимости от категории товара.

Воспитатель называет товар:

  • “мыло” – дети должны поднять красную карточку,
  • “хлеб” – красная карточка,
  • “обувь” – красная карточка,
  • “игрушечная машинка” – синяя карточка,
  • “воздушный шарик” – синяя карточка и так далее.

Играем в “Платное-бесплатное”

Эта позитивная игра поднимет настроение всем участникам и подойдёт дошкольникам младших групп. Можно ли весело провести время, не тратя деньги? Давайте узнаем это! Попросите детей стать в круг и бросать мяч друг другу по принципу игры в “Съедобное — несъедобное”.

  • Ловим мяч, если игрок называет бесплатное развлечение – например, “гулять в парке”, “устроить бой снежкам”, “слепить снеговика”, “поплавать в речке летом” и так далее.
  • Не ловим мяч, когда называется платное развлечение – например, “пойти в кино”, “пойти в кафе” и так далее.

Играем в банк

Давайте познакомим детей с работой банка – как происходит хранение и получение денег, как обсуживают клиентов. Для игры следует оборудовать в помещении специальный уголок, где будет располагаться банк. Поставим туда кассовый аппарат, банкомат, подготовим игровые банковские карточки, игрушечные купюры и монеты. Варианты сюжетов игры:

  • Учимся пользоваться банкоматом
  • Заводим банковскую карту
  • Осуществляем перевод денег
  • Набираем пин-код
  • Оплачиваем коммунальные услуги и так далее.

Пусть ребята меняются ролями, пробуя себя в образе работника банка или его клиента.

Проводим викторину по финансовой грамотности

Повышение финансовой грамотности в ДОУ может быть реализовано в форме викторины. Заранее подготовьте вопросы и жетоны или небольшие призы, которые команды будут получать за каждый правильный ответ. Поделите детей подготовительной группы на несколько команд. Задавайте вопросы в чёткой и доступной форме. Например:

  • Для чего нужны деньги?
  • Что такое зарплата?
  • Что означает понятие “бюджет”?

Чтобы викторина проходила живее, вопросы можно задавать в увлекательной форме.

  • Предложите детям карточки с изображением предметов и названиями профессий (градусник – доктор, фартук – повар, фотоаппарат – фотограф и так далее) – кто быстрее соединит карточки по парам?
  • Какая команда сможет назвать больше пословиц на тему труда?
  • Смогут ли участники, с помощью наводящих вопросов воспитателя, угадать, что лежит в коробке?
  • Кто быстрее разложит монеты по возрастанию/убыванию стоимости?

Финансовый уголок в ДОУ или дома

Чтобы поддерживать интерес детей к получению экономических знаний, организуйте в детском саду или дома финансовый уголок. В этом месте должны быть тематические игрушки:

  • касса
  • банкноты и монеты
  • набор товаров (например, овощи, фрукты или другие продукты),
  • тележка или корзинка
  • атрибуты для сюжетно-ролевых игр

Огромный интерес у детей вызывают ролевые игры, поэтому дополните уголок комплектами одежды и аксессуаров для различных профессий. Также подкрепите игровые занятия дидактическим материалом – книгами, пособиями, подходящими сказками, энциклопедиями.