Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программе экономического воспитания необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.
МАТЕРИАЛЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
- Экономический-словарь
- Парциальная программа.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: формирование предпосылок финансовой грамотности
- Сборник методических материалов. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: формирование предпосылок финансовой грамотности
- Сборник демонстрационных материалов.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: формирование предпосылок финансовой грамотности
- Рецензия от Семеновой на методическое пособие «Сборник работ участников конкурса методических разработок по финансовой грамотности для педагогов дошкольных образовательных организаций»
- СБОРНИК РАБОТ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
- Путешествие в мир финансов. Сборник задач-2
- финансовые игры для детей
- Картотека сказок по финансовой грамотности для детей 5-7 лет
- маленькая энциклопедия для дошкольников «Деньги»
- Тематический альбом «Супермаркет» для детей 5-6 лет
- экономические сказки
- азбука финансовой грамотности
- методический материал «Деньги в кармане»
- история о рублике и его друзьях
- Книжка-раскраска по финансовой грамотности для дошкольников
- Картотека игр по финансовой грамотности
МУЛЬТКОЛЛЕКЦИЯ
- «Азбука денег» уроки тётушки Совы
- Смешарики «Азбука финансовой грамотности»
- Фиксики-деньги
- «Как устроен мир денег»
- Фиксики-копилка
- Развлечёба. Финансовая грамотность
- «Богатый Бобрёнок»
МИНИ-МУЗЕЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ С ПЕЛЁНОК»
ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ДОУ И ДОМА
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Цель: формировать у детей уверенность, умение общаться с окружающим миром. Учить распределять роли и действовать согласно принятой себя роли.
Задачи:
- уточнить и расширить словарь и речевой материал по теме: «Магазин»
- научить детей умению обращаться к продавцу
- воспитывать культуру общения, учить детей отвечать на вопросы.
Оборудование: Понадобятся игрушечные купюры, кассовый аппарат, корзинки для покупок, а в качестве товаров могут быть игрушки, муляжи фруктов, овощей и продуктов. Каждый ребёнок из группы может попробовать себя в роли продавца, пока остальные дети исполняют роль покупателей.В процессе игры объясняйте детям значение действий и понятий:
- Что такое товар?
- Что такое деньги?
- Как формируется цена?
- Почему нельзя получить что-то бесплатно?
- Как происходит процесс покупки?
- Каким образом взрослые зарабатывают деньги? Подчеркните ценность труда.
Играем в “Желаемое – Необходимое”
Раздайте каждому ребёнку в группе по две карточки – синей и красной. Синяя карточка будет отвечать за “желаемое”, а красная – за “необходимое”. Узнайте у детей, понимают ли они разницу между этими понятиями? Какие товары, по их мнению, является необходимыми в повседневной жизни, а какие нам хотелось бы получить? Затем попросите малышей внимательно слушать ваш вопрос и поднимать карточку синего или красного цвета в зависимости от категории товара.
Воспитатель называет товар:
- “мыло” – дети должны поднять красную карточку,
- “хлеб” – красная карточка,
- “обувь” – красная карточка,
- “игрушечная машинка” – синяя карточка,
- “воздушный шарик” – синяя карточка и так далее.
Играем в “Платное-бесплатное”
Эта позитивная игра поднимет настроение всем участникам и подойдёт дошкольникам младших групп. Можно ли весело провести время, не тратя деньги? Давайте узнаем это! Попросите детей стать в круг и бросать мяч друг другу по принципу игры в “Съедобное — несъедобное”.
- Ловим мяч, если игрок называет бесплатное развлечение – например, “гулять в парке”, “устроить бой снежкам”, “слепить снеговика”, “поплавать в речке летом” и так далее.
- Не ловим мяч, когда называется платное развлечение – например, “пойти в кино”, “пойти в кафе” и так далее.
Играем в банк
Давайте познакомим детей с работой банка – как происходит хранение и получение денег, как обсуживают клиентов. Для игры следует оборудовать в помещении специальный уголок, где будет располагаться банк. Поставим туда кассовый аппарат, банкомат, подготовим игровые банковские карточки, игрушечные купюры и монеты. Варианты сюжетов игры:
- Учимся пользоваться банкоматом
- Заводим банковскую карту
- Осуществляем перевод денег
- Набираем пин-код
- Оплачиваем коммунальные услуги и так далее.
Пусть ребята меняются ролями, пробуя себя в образе работника банка или его клиента.
Проводим викторину по финансовой грамотности
Повышение финансовой грамотности в ДОУ может быть реализовано в форме викторины. Заранее подготовьте вопросы и жетоны или небольшие призы, которые команды будут получать за каждый правильный ответ. Поделите детей подготовительной группы на несколько команд. Задавайте вопросы в чёткой и доступной форме. Например:
- Для чего нужны деньги?
- Что такое зарплата?
- Что означает понятие “бюджет”?
Чтобы викторина проходила живее, вопросы можно задавать в увлекательной форме.
- Предложите детям карточки с изображением предметов и названиями профессий (градусник – доктор, фартук – повар, фотоаппарат – фотограф и так далее) – кто быстрее соединит карточки по парам?
- Какая команда сможет назвать больше пословиц на тему труда?
- Смогут ли участники, с помощью наводящих вопросов воспитателя, угадать, что лежит в коробке?
- Кто быстрее разложит монеты по возрастанию/убыванию стоимости?
Финансовый уголок в ДОУ или дома
Чтобы поддерживать интерес детей к получению экономических знаний, организуйте в детском саду или дома финансовый уголок. В этом месте должны быть тематические игрушки:
- касса
- банкноты и монеты
- набор товаров (например, овощи, фрукты или другие продукты),
- тележка или корзинка
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр
Огромный интерес у детей вызывают ролевые игры, поэтому дополните уголок комплектами одежды и аксессуаров для различных профессий. Также подкрепите игровые занятия дидактическим материалом – книгами, пособиями, подходящими сказками, энциклопедиями.