3. 1. Результаты трансляции опыта практических результатов профессиональной деятельности

1. 27 октября 2017 г. XVII Международная научно-практическая конференция «Муниципальная система образования (содержание, технологии, перспективы развития)»

Тема представленного опыта:

«Инклюзивная практика в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения».

Казанцева О.А.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение, детский сад общеразвивающего вида № 104, г. Сочи

 

Обеспечение равного права на обучение – одно из приоритетных направлений развития современного образования в России. В последние годы одним из актуальных вопросов является разработка вариативных форм в дошкольном образовании, дна из них инклюзия ((калька с англ. inclusion) – включение каждого воспитанника в образовательный процесс с помощью программы, удовлетворяющей его потребности и учитывающей его реальные возможности в специально организованной среде).

В нашей стране инклюзия явление не новое и продолжает развиваться, затрагивая все больше общеобразовательных учреждений. В настоящее время уделяется большое внимание инклюзивному образованию на всех уровнях управления. Так на федеральном уровне вышел ряд нормативных актов, регулирующих дошкольное образование, в частности инклюзивное образование:

  • Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6

«О Концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)

  • Письмо Минобразования РФ от 16.01.2002 N 03-51-5ин/23-03

«Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях»

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (планируется внесение изменений) и др.
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и др. [3].

Инклюзивное образование регулируется также и на региональном уровне. На примере Краснодарского края. Региональные документы:

  • Концепция развития системы комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра в Краснодарском крае.
  • Приложение к письму министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 17.08.2016г. № 47-14612/16-11 Рекомендации по организации деятельности тьютора обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Краснодарского края.
  • Приказ управления по образованию и науке администрации г. Сочи Краснодарского края от 20.02. 2017 г. N 188 «О плане развития системы комплексного сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра в образовательных организациях города Сочи на 2017-2018 годы».
  • Приложение к письму министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 09.01.2017г. № 47-26/17-11 Методические рекомендации по организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных организациях Краснодарского края.
  • Приказ управления по образованию и науке администрации г. Сочи Краснодарского края от 01.09. 2015 г. N 1030 «О плане развития инклюзивного образования в городе Сочи на 2015-2016 учебный год».
  • Приказ управления по образованию и науке администрации г. Сочи Краснодарского края от 08.02. 2016 г. N 142 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов в образовательных организациях города Сочи» [4].

В соответствии с этими документами коррекционная работа (или инклюзивное образование детей с нарушениями психофизического развития) должна обеспечивать разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, а весь образовательный процесс должен быть ориентирован на полноценную социальную адаптацию [2].

В зависимости от рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии детей с ОВЗ (Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (16 ст. 2 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ)) в детский сад могут принять в группу компенсирующей направленности или в группу комбинированной направленности.

Особенность групп комбинированной направленности состоит в том, что в них наряду с нормально развивающимися дошкольниками совместно обучаются дети, у которых есть те или иные виды нарушений (нарушения зрения, нарушения слуха, нарушения речи, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата и так далее). В отличие от наполняемости групп общеразвивающей направленности, которая зависит от площади помещения, наполняемость групп комбинированной направленности регламентируется 1.12 СанПиНом 2.4.1.3049-13, а именно: до 3 лет – не более 10 детей, в том числе не более трех детей с ОВЗ; старше трех лет: не более 10 детей, в том числе не более трех глухих, или слепых детей, или детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, или с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или со сложным дефектом; не более 15 детей, в том числе не более четырех слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (косоглазием), или слабослышащих, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени; не более 17 детей, в том числе не более пяти детей с задержкой психического развития.

Группы компенсирующей направленности — это группы, которые посещают дети с одним и тем же нарушением. Например, группы для детей с нарушениями слуха, или группы для детей с нарушениями зрения, или группы для детей с нарушениями речи, и так далее [5].

В таких группах предлагаются образовательные услуги по направлениям: физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Образовательные услуги реализуются путем специально организованной воспитательно-образовательной деятельности, психологической помощи всем воспитанникам и их семьям. Зачисление детей осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) [3].

Обучение и воспитание детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательной организации обеспечивает администрация, воспитатели и специалисты сопровождения: педагоги-психологи, учителя-дефектологи (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учителя-логопеды, тьюторы, ассистенты, медицинские работники.

Специалисты сопровождения вместе с воспитателем выявляют особые образовательные потребности обучающегося с ОВЗ, разрабатывают и реализуют адаптированные программы индивидуально на каждого ребенка и проводят коррекционно-развивающие занятия. Включение в штатное расписание специалистов сопровождения зависит от рекомендаций ПМПК, которые ДОО обязана выполнить [1].

В целом эффективность работы дошкольного учреждения определяется степенью профессионального сотрудничества среди специалистов, результатом коррекционно-воспитательного процесса и улучшением микроклимата в семьях воспитанников, а также создания специальных условий с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника.

Литература

  1. Кутепова Е. Как сопровождать образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов// Справочник педагога-психолога. Детский сад № 6 июнь 2017
  2. Лебеденко И.Ю. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста: организационный аспект// Известия Волгоградского государственного педагогического университета 8 (103), 2015.
  3. Потапова О.Е. Инклюзивные практики в детском саду: Метод. рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с. (Управление детским садом). (8)
  4. https://admkrai.krasnodar.ru/
  5. https://www.resobr.ru/deti-s-ovz-v-dou
Оцените